Поисковая деятельность в доу. Организация поисково-познавательной деятельности в условиях доу. Результат в % от числа опрошенных

Оксана Соснина

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того , чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Наша задача – не пресекать поисково -исследовательскую активность детей, а наоборот, активно помогать.

Слова Александра Николаевича Поддьякова и Ральфа Эмерсона подтверждают это :

«…Готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путём реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью»

Р. Эмерсон :

«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам».

В раннем возрасте малыш постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия) . А так же события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками. Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении.

Чем разнообразней исследовательская деятельность , тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисково-исследовательская деятельность детей раннего возраста принципиально отличается от любой другой деятельности тем , что педагог стремиться создать такую предметную среду, которая максимально полно могла бы стимулировать ребёнка к деятельности , при этом безопасно обогащала его сенсорный опыт, планирует этапы исследования объектов и явлений, определяет цель опыта, материалы и оборудования. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями.

Для достижения цели воспитатели раннего возраста поставили следующие задачи :

Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;

Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук (сжать песок в руке и ссыпать с ладони) ;

Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности ;

Учить способам обследования материала;

Развивать активный словарь.

Ориентировочный рефлекс как реакция на новизну дан ребёнку природой. Малыш – «исследователь» с первых лет жизни, поэтому воспитание любознательности падает на благодатную почву. А чтобы повернуть действия маленьких исследователей в полезное русло рекомендуется проведение особого типа игр, в основе которых лежат действия экспериментирования. Они подводят ребёнка к познанию окружающего мира, физическую природу, которую он узнает значительно позже, в школе, а пока ему предстоит накапливать практический опыт под руководством взрослого.

Если в младенчестве ребёнка привлекали внешние свойства предметов (яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, оригинальность и сила звука, на третьем году жизни ему уже интересно их скрытые свойства, которые малыш обнаруживает с помощью целенаправленных исследовательских действий : поглаживает предмет, постукивает им, прикладывает его к ухо и т. д. Он как бы изучает предмет, обнаруживая свойства, «таящиеся» в его конструкции, и чем больше сюрпризов преподносит ему исследовательская деятельность , тем интереснее для него сама ситуация.

В такой работе используется обычное игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты, пластиковые бутылки, формочки, тазики, совочки, ведерки, лопатки, грабли, различные формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки - мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные) .

Предметы-заместители, неоформленный материал : кубики, коробочки, крышки цветные, пузырьки, банки с завертывающейся крышкой (не стекло) разных размеров, форм; картонные, клеенчатые полоски различной длины, ширины.

Дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику : ящик Сегена, цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки.

Опыты использовали для установления детьми тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Организуя игры с песком и водой,

мы не только знакомили детей со свойствами различных предметов и материалов, но и расширяли познавательный интерес ребенка, при этом развивали мелкую моторику рук.

Тема : «Вода»

Начали работу с экспериментов с водой, согласно тематическому плану воспитательно-образовательной деятельности .

Дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На НОД дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому разливается из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол» );

что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Цветная водичка» ); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Катенька чумазая» ).

С помощью дидактических игр «Водичка, водичка» , «Кто умеет чисто мыться» дети узнают, что предметы станут чище, если их помыть водой.

Тема : «Песок»

Различные опыты с песком используют в организации непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим. В совместной деятельности с детьми «День рождения куклы Кати» дети пробовали лепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек.

В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Чьи следы» дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться. На прогулке в процессе наблюдения за песком, выявили, что песок – это множество песчинок.

Игры с песком и водой можно организовывать в любые периоды дня , в этих играх воспитывается устойчивое поведение, активность, общительность, доброжелательное отношение к товарищам.

Одной из любимых игр детей является игра с песком и водой, руководя

которой воспитатели решают важные задачи сенсорного воспитания и учат детей создавать условия для овладения способами познания чувств.

После проделанной работы, подводя итоги в конце учебного года, педагоги отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественнонаучных представлений.

Исследовательская деятельность , которую педагоги старались включить в разные виды деятельности , способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Интенсивное развитие игр с песком и водой во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника , развития познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира, развитию умственных способностей, сенсорного воспитания.

В адаптационный период игры с песком и водой снимают эмоциональное напряжение у детей, помогают расслабиться, быстрее найти контакт с воспитателем. Ведь у воды и песка есть свойство «заземлять» отрицательную энергию.

Эту работу необходимо осуществлять совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения . Тогда можно добиться устойчивого положительного результата в развитии познавательной активности детей раннего возраста.

Но были и проблемы…проблема в выборе мотивации и недостатке оборудования.

На будущий год мы планируем углубленную работу с детьми по познавательному развитию. Повышение уровня пед. мастерства путём участия в семинарах, мастер-классах, курсах повышения квалификации.

В младшем возрасте мы продолжаем заниматься поисково-исследовательской деятельностью , но уже более расширенно и углубленно.

Были сформулированы следующие задачи :

Развивать у детей младшего возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.

Развивать у детей собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей , моделей) ;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Мы знаем, что обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание предметно-развивающей среды.

Важно создать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей .

Для этой цели в группах организованы «Детские лаборатории» с соответствующим оснащением, что позволило оказывать огромное влияние на познавательную активность детей.

В наших уголках мы разместили :


1. Емкости.

2. Мерные ложки, пробирки, ситечки, воронки разного размера.


3. Детские халаты, фартуки клеенчатые, резиновые перчатки.

4. Увеличительные стекла, магниты, лупы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп.

5. Медицинские материалы : Пипетки, шприцы пластиковые, мерные ложечки, вата, бинт.

7. Природные материалы : листья, песок, глина, земля, семена;

8. Бросовый материал : пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха.

А также :


Схемы для проведения опыта


Резиновые груши разного размера.

Пластиковые, резиновые трубочки.

Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

Пластиковые контейнеры.

Рулетка, линейка.

Цветные прозрачные стеклышки.

Лопатки, лейки, щетки, совки.

В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала.


В своей работе по мы использовали следующие методические приёмы :

Проектная деятельность

Экскурсии

Наблюдения

Целевые прогулки

Просмотр фильмов

Опыты и эксперименты в лаборатории «Эврика»

Труд в уголке природы и на участке д/с

Работа с календарём природы

Работа с символами и эмблемами

Сбор коллекций

Известный психолог Павел Петрович Блонский писал : "Пустая голова не рассуждает : чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.

Чтобы дать знание детям и наполнить, их головы интересным содержанием мы с детьми продолжали проводить различные опыты : с песком, воздухом, водой, элементарные опыты с магнитом.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов :


-«Мы дышим воздухом» (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки) ;

-«У нас есть вдох и выдох» ;

Ответили на следующие вопросы :


Сколько весит воздух?

Можно ли поймать воздух?

Бывает ли воздуху холодно?

Вдунь шарик в бутылку.

Может ли воздух быть сильным?


Из опытов дети узнали, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам : растениям, животным, человеку.

Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами.

Для этого провели :

Наблюдение «Песок на участке»

в ходе наблюдения обратили внимание детей на то, где используется песок на участках детского сада : в песочницах, на клумбах, на дорожках; определить пользу песка.


Тематическая беседа «Свойства песка» , в ходе которой дети познакомились с различными свойствами песка : сыпучесть, вязкость

(липкость) ;

Опыт «Сухой и мокрый песок»

Сюжетно - ролевая игра «Магазин»

Цель : закрепили представления детей о свойствах песка, учили использовать

поделки из песка в игровой деятельности , развивали воображение детей.


Для знакомства с магнитом и его свойством магнетизма мы провели игры :

«Волшебная рукавичка» ;

«Волшебный театр» ;

«Мы – фокусники» .

Познавательный интерес ребенка развивается также, в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды мы познакомили детей со свойствами жидкостей.

Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много - суша занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Рассказываем и показываем где в природе есть вода, и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека.

Для получения и закрепления знаний мы провели следующие эксперименты :

«Вода жидкость


«Вода не имеет формы»


«Вода не имеет вкуса и запаха


«Вода не имеет цвета, она прозрачна»


«Вода растворитель»


"Тонет, не тонет”.

"Испаряется ли вода?”.

Наблюдали за лужей, в первый день мы обрисовали её мелом и в последующие дни наблюдали её уменьшение.

Наблюдали также за высыханием пола.

Провели опыт и узнали «Куда спряталась вода?»


В этом нам помогли дети подготовительной группы.




Была организована экскурсия в группу №7, где мы наблюдали за работой старших детей с бумагой, затем дети предложили малышам совместно изготовить самолётики.


В зимний период мы наблюдали за снегом и его свойствами.


Учили детей самим делать выводы о свойствах снега – холодный, мокрый, липкий, пушистый,


развивали внимательность, познавательные способности, желание совершать действия со снегом, воспитывать правильное поведение при наблюдении за снегом.


Играли в снежки

в ходе этой игры мы познакомили детей с таким свойством снега, как липкость, учили самостоятельно лепить снежки, развивали мыслительные процессы : анализировали, сравнивали; учили использовать знания о снеге, полученные в процессе наблюдения и бесед.

Наблюдали за льдом

Выявили с детьми свойства льда – холодный, гладкий, скользкий, твердый; учились сравнивать со снегом и его признаками; развивать интерес к сравнительной деятельности , учили находить отличия, называть их; воспитывали аккуратное обращение со льдом во время прогулки.

За этот год мы узнали :

1. «Где прячутся детки?

2. «У кого какие детки?»

3. Как развивается растение?»

4. «Что любят растения?»

5. «Зачем зайчику другая шубка?»

6. «Как звери меняют шубку?»

7. «Из чего птицы строят гнёзда?»

8. «Нужен ли зимой растениям снег?»

9. «Почему тает снег?»

10. «Где быстрее наступит весна?»

11. «Где снег не тает?»

12. «Где будут первые проталины?»

13. «Кто улетит, кто останется?»

14. «Зачем утке и лягушке такие лапки?»

15. «Почему птицы могут летать?»

16. «Кто живёт в воде?»

17. «Как спрятаться бабочкам?"

Мы старались не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавали условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как» , что способствовало развитию познавательной активности детей.

В эту работу мы активно вовлекали родителей детей. Были даны рекомендации о проведении экспериментов дома. С помощью родителей мы узнали, что соль и сахар полностью растворяются в воде, а мука нет, что вода быстро испаряется, если её кипятить на высокой температуре и много других опытов. Освещяли в форме мини-фото газет о той или иной эксперементальной деятельности , которая проходила на данный момент.

Для родителей была подготовлена и показана мультимедийная презентация «Мы – исследователи!» , с целью более подробного представления родителями о детской поисково-исследовательской деятельности .

Но встречались и трудности при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования :

Недостаточность современного оборудования,

Молодые специалисты в недостаточности опыта;

Испытывали сложность с мотивацией детской деятельности , применением деятельностного подхода , отражением его в плане.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по развитию поисковой деятельности , использовать проектную деятельность , привлекая родителей в развитие своих родных детей!

Рассмотрим старший возраст :

Нами были сформулированы следующие задачи :

Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;

Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств;


Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей ;

Технологию экспериментальной деятельности мы разбили по месяцам, а в ряде случаев и по неделям : ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре , декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т. д.

Организация нашей работы проводилась по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами :

1)Живая природа (характерные особенности сезонов в разных климатических зонах в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.)

2) Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет и др.)

3)Человек (Функционирование организма , рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)

Все темы усложнялись по содержанию , задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные) .

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин , способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников . Наша работа началась с изучения соответствующей литературы и преобразований в предметно - развивающей среде : в ней появились следующие микроблоки :

Лаборатория «Почемучка» , в которую вошли материалы для ознакомления с их свойствами, оборудование для экспериментов, приборы, макеты, модели;

Уголок природы;

Центр преобразований «Мастерилки» . В нем разместились различные виды материалов природный, бросовый, нитки, пластилин;


Уголок «Знайки» , включающий в себя познавательную литературу, иллюстрации, рисунки, коллекции, гербарии и др. ;



информационная копилка вместила копилку детских вопросов, карточки, муляжи;

Игротека включила дидактические игры по различным разделам;

Уголок моделирования. В него вошли условные символы , календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности , опытов, экспериментов, изобразительные средства.


Планируя и реализуя проекты с детьми, мы использовали такие формы работы : игры, наблюдения, труд в уголке природы и на участке, совместную исследовательскую деятельность взрослого с детьми , НОД познавательного цикла, развлечения.

Вовлекая детей в поисковую деятельность использовали такой алгоритм, который предполагал не просто фиксацию результатов эксперимента, а направлен на решение экологических проблем.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности . На прогулке юные исследователи решали важные проблемы : почему снег тает раньше в районе теплотрассы? что произойдет со снегом, если его положить его на темную поверхность, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.

Проводили различные опыты : с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.

Нами было проведено исследование на тему : «Почему не тонут корабли?» . И выяснилось, что :

1. Материал, из которого изготовлен корабль, не дает ему утонуть.

2. Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму

3. Корабль не тонет, потому что воздух внутри него держит его на плаву.

4. Секреты строения.

На примере воды мы продолжали знакомить детей со свойствами жидкостей и узнали, что в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.

“Цветы лотоса”. Делали цветок из бумаги, лепестки закручивали к центру, опускали в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются)



“Чудесные спички”. Надломить спички посередине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться)

“Капля шар”. Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков).

“ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются (Вода обладает склеивающим действием) .


“Делаем облако”. Наливаем в банку горячей воды 3см на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако.

В ходе экспериментальной деятельности дети учились задавать вопросы : "Как это сделать?", обращаться с просьбами : "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.

Также мы познакомились с разнообразием мира камней и их свойствами, обратить внимание на особенности камней.


Вместе с детьми классифицировали камни по признакам : размер (большой, средний, маленький) ; поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая) ; температура (теплый, холодный) ; вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде. Нацеливали детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивали визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовали развитию эстетического вкуса. Побуждали детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепили навыки работы с увеличительными приборами. Способствовали развитию слухового восприятия.

Наши отношения с детьми строились на основе партнерства. Дети учились ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Чтобы у ребенка поддерживался интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий, рекомендовали родителям дома проводить простейшие опыты и эксперименты.

Для взаимодействия с родителями использовали следующие формы :

Подбор справочного материала.

-Создание библиотечки для родителей

Консультации по теме и индивидуальные консультации с учетом особенностей каждого ребенка

Встречи с увлеченными людьми.

Результатом нашей работы считаем следующее :

Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты. Что в целом положительно сказалось на подготовке детей к школе. Они уверены в своих силах, стремятся самостоятельно преодолевать трудности.

Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, мы столкнулись с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы в свете деятельностного подхода . Мы испытывали затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом.


Для успешной работы в этом направлении мы находили ответы на свои вопросы в разных источниках, опирались на опыт других педагогов. Очень помог проведенный семинар «Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками », а также проведение открытых просмотров коллег.

И хочется закончить китайским изречением :

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Учебно-методическое пособие

Поисково-исследовательская деятельность с детьми в ДОУ

Гросс Эльвира Николаевна,
воспитатель1 категории ГБДОУ д/с№41
Красносельского района Санкт-Петербурга,

Актуальность проблемы . Особое значение для развития личности дошкольника имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстоит перед ним во всём многообразии и ребёнок приобщается ко всему, чем живёт общество. Ребёнок пытается понять, как устроены предметы, узнать что-то новое о мире. С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное - речи: умению размышлять, рассуждать и анализировать.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира и эта особенность у них заложена от природы. В своё время И.М.Сеченов писал о прирождённом и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. Поисково-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

В наше время в вопросе воспитания и обучения детей изменился социальный заказ: вчера нужен был «исполнитель», а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Обучение должно быть «проблемным», т.е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований и строиться как самостоятельный творческий поиск.

Работа педагога в проблемном обучении заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Н.Н.Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид поисково-исследовательской деятельности: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается».

Он выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской деятельности:

1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребёнка. Вначале ребёнок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. в этом случае ребёнок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определённому алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее им определили.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгруппой и индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.

Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребёнка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребёнок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнёров, принимать их точку зрения. Поэтому поисково-исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребёнка с взрослым и другими детьми в группе.

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Благодаря сравнению ребёнок лучше познаёт окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что даёт возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в тёплый и холодный период. Особое внимание уделяется тёплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно - закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие капельки».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность».

Актуальность. Поисково-исследовательская деятельность у старших дошкольников, наряду с игрой является ведущей деятельностью ребёнка. Для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Цель: развитие познавательного интереса к деятельности в форме экспериментальных действий и овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой.

Задачи:

Образовательные:

Ø Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега;

Ø Расширить представления детей о значении воды для жизни человека;

Ø Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.

Развивающие:

Ø Развивать мыслительные операции: анализа, синтеза, классификации и т.д. в процессе познания природной картины мира;

Ø Развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать правильность своего мнения.

Воспитательные:

Ø Воспитывать бережное отношение к воде;

Ø Формировать осознанно-правильное отношение к деятельности человека;

Ø Подвести детей к пониманию «единство человека и природы».

Предварительная работа:

Чтение стихотворения о воде. Рассматривание иллюстрации на тему «Вода», схемы «Круговорот воды в природе», глобуса. Чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии по заданной теме. Наблюдения за осадками в природе во время прогулок. Беседы о правилах поведения у водоёма, пользования водой.

Материалы для экспериментирования:

Электрический чайник, холодное стекло, вода, ёмкости для воды разной формы, иллюстрации на тему «Вода», схема-иллюстрация «Круговорот воды в природе», глобус, мнемотаблица, раздаточный материал для детей.

Ход деятельности:

Сегодня мы с вами поговорим о природном богатстве. О чём пойдёт речь, вы узнаете выполнив задание.

Шифрограмма «Вода».

На ковролине располагается шифрограмма, состоящая из 4 пустых клеток. Под каждой клеткой находится картинка. Детям необходимо из названия картинки выделить звук: из названия 1 картинки - 1 звук (вишня); из названия 2 - 2 звук (кот) и т.д. В результате складывается слово «вода».

Правильно - это вода, одна из самых главных богатств на нашей планете. Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды - водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра. Дети, посмотрите пожалуйста на глобус. Здесь мы видим, что большая часть суши омывается океанами и морями. Поэтому наша Земля называется голубой планетой.

Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот. Без воды на столе не будет ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания.

- Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озёрах, реках, родниках?

В морях и океанах вода солёная, она не пригодна для питья. В реках и озёрах, прудах вода пресная. После очистки её используют для питья.

- Откуда вода попадает в наши квартиры? (с водоочистных сооружений).

Наш город большой, чистой воды ему требуется много. Поэтому из рек мы берём тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?

Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике.

Дети помогают налить воду в чайник, воспитатель включает чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии.

Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар).

Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром, выключает чайник.

В-ль: Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим. (Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Можно дать возможность детям повторить этот опыт, но под контролем воспитателя.

В-ль: Вот так происходит и в природе (показывает схему «Круговорот воды в природе»). Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

Физкультминутка:

Развитие координации речи с движением

В морях и реках обитает (волнообразные движения руками ).

Но часто по небу летает (движения скрещенными кистями рук ).

А наскучит ей летать (взмахи руками - опускают вниз ).

На землю падает опять.

В-ль: А кто может рассказать, как образуются снежинки?

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда - снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе .

Проводится тренинг:

Стоит ваза с шариками.

В-ль: Представьте, что это родник. Возьмите каждый столько шариков, сколько хотите. Посмотрите, родник иссяк. Какой вывод мы с вами из этого делаем? Что мы должны беречь воду, чтобы её хватило на всех.

А сейчас мы с вами вспомним правила пользования водой.

Правила пользования водой:

1. Закрыть кран с водой.

2. Не пускать воду сильной струёй.

3. Набирать столько воды, сколько необходимо.

В-ль: Нам всем нравиться отдыхать у водоёма. Но всегда ли мы правильно ведём себя, находясь у воды? Сейчас мы с вами увидим, как человек может загрязнить воду. Представьте себе такой случай. Водитель помыл машину в реке. В воду попал бензин и смазочные масла. Отдыхающие бросили консервные банки, бутылки, арбузные корки. Как будут чувствовать себя рыбы и другие существа в такой воде? (Ответы детей).

В-ль: Можно ли купаться в такой воде? (Ответы детей). Правильно ребята, такая вода опасна для здоровья.

Правила поведения у водоёма:

2. Нельзя купаться в грязной воде, в незнакомом месте.

3. Не ловить обитателей водоёма.

4. Не рвать водные цветы.

Подведение итогов деятельности. Уточнить, что каждый ребёнок познал для себя нового.

Используемая литература:

Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2007;

Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. - «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения»;

Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. - М.: Просвещение, 1988г.;

Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк - М.: Воронеж, 2003г;

Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. - М.: Педагогика, 1995г.;

Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3;

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. - М.: «Аркти», 2004г.

Разделы: Работа с дошкольниками

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя.

Он выделяет два основных вида ориентировочно -исследовательской деятельности.

Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:

  • развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)
  • освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
  • перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);
  • развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
  • расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая логика методов:

  • вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Хотела галка пить...». В какую ситуацию попала галка?);
  • схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
  • вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;
  • метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
  • метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

В нашем детском саду традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Но показатели мониторинга развития детей по данному направлению были не достаточно высоки: высокий и средний уровень составляли всего 58%.

Тогда мы сочли необходимым, включить в данное направление метод проектов , т.к. он охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Данная работа строилась в следующих направлениях: с кадрами, детьми и родителями.

I. Формы работы с кадрами:

  • Анкетирование воспитателей.
  • Цель: Изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ; выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
  • Консультация на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Семинар-практикум «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»

  • Смотр-конкурс: «Лучший огород на окне»


Старшая группа 2 младшая группа

  • Смотр-конкурс: «Уголков экспериментирования»

Старшая группа Подготовительная группа

  • Мастер-класс для педагогов: «Использование метода проектов в развитии у дошкольников познавательного интереса»

  • Педсовет: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности»

II. Работа с детьми

Во всех возрастных группах работа строилась через проектную деятельность по разделу «Неизведанное рядом»

  • II младшая группа – «Волшебница вода» (приложение 1)
  • Средняя группа – «Царство воды» (приложение 2)
  • Старшая группа – «Воздух невидимка» (приложение 3 у автора)
  • Подготовительная группа – «Волшебный магнит» и «Электричество» (приложение 4 у автора)

В рамках проектной деятельности с детьми проводились следующие мероприятия:

  • Диагностика уровня развития ЭЕНП у дошкольников и построение воспитательно-образовательног процесса на основе данных диагностического обследования.
  • Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки.).
  • Проведение циклов познавательных, эвристических бесед.

Таким образом, мы выстраиваем занятие так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность.

Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитатель придерживался следующей последовательности этапов исследования:

  1. актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;
  2. обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
  3. опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
  4. предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Отправными моментами стали реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).

Также это события, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

Много вопросов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей » или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).

И наконец, стимулом к исследованию стали события, происходящие в жизни группы , «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

  • Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
  • Использование технологии ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности.
  • Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
  • Чтение и заучивание художественного слова по теме проекта.
  • Организация и проведение художественно-продуктивной и конструктивной деятельности в рамках проекта;
  • Отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

III. Работа с родителями

  • Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
  • Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
  • Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке
  • Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
  • Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
  • Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
  • Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» Практическая часть: Открытое занятие для родителей.
  • Оформление папки «Мои открытия»

Результатами нашей работы стали показатели мониторинга развития детей по данному направлению, которые свидетельствуют о правильном пути решения данной задачи. Уровень знаний детей удалось повысить до 93% высокого и среднего уровня.

Используемая литература:

  1. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
  2. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
  3. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

«Формирование основ поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с участием родителей» (из опыта работы)

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому
важно не упустить этот период
для раскрытия творческого потенциала
каждого ребенка.
С. Гин

Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям.

При ознакомлении дошкольника с окружающим миром на первый план выступает исследовательская деятельность, активность. Любознательность и желание познания ставятся во главу угла при реализации программ дошкольного воспитания. Исследовательская деятельность создает условия для психического развития, далее плавно переходя в саморазвитие, поэтому не следует мешать этому процессу, достаточно лишь направить его в нужное русло.

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков и др) показывают, что в ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Что же касается интересов и тем для исследования, то старшие дошкольники предпочитают эксперименты, в которых просматриваются причинно-следственные связи. Работая в свой группе, я отметила тот факт, что каждый ребенок стремится к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности.

На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования. Дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста, способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения. Уделяя должное внимание данной теме, я понимаю, что главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
  • Развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
  • Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Свою работу в течении года я проводила в исследовательском уголке «Архимеды».

Опытно-экспериментальная деятельность была распределена по тематическим направлениям: живая природа, неживая природа, человек. В уголке оформила материал для исследований, доступную для детского экспериментирования картотеку, серии экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Экспериментирование с воздухом «Невидимка среди нас», с песком «Рисование песком», водой «Капельки», с солнечным светом «Лучик золотой», с растениями «Разноцветные растения», почвой «Полезная среда». Пополнила энциклопедиями «Космос», «Наука для детей», «Первооткрыватели» .

При оборудовании уголка в группе учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность, доступность расположения для детей.

Для организации самостоятельной детской деятельности разработала карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разработала условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов уголке меняю в соответствии с планом работы по данной теме.

Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», но для этого я стараюсь обеспечивать не только оборудование для исследования, но и создавать проблемную ситуацию, решение которой приводит к открытию каких-либо закономерностей, свойств, явлений. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочных героев. В лаборатории «живет» «Звездочёт», от имени которого предлагаются задания, опыты и эксперименты. Нашим воспитанникам интересны самые разнообразные опыты с веществами и предметами.

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. На родительском собрании « Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» показала занятие с элементами экспериментирования «Мы - капельки». Через различные виды наглядной агитация убеждаю родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений.

Мною были разработаны консультации «Почемучки и любознайки» , «От восприятия к исследованию» . Благодаря проделанной работе родители с желанием откликнулись на участие в групповом проекте«Зачем повару математика?».

На организационном этапе я разработала план работы с детьми и родителями, провела индивидуальную беседу о поддержании познавательного интереса детей узнать новое о профессии повара.

На основном этапе происходило непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. В организации такой деятельности главным является принцип: для развития ребёнка решающее значение имеет не обилие знаний, а способ их усвоения. Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности.

Взрослый может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путём и ответить на вопросы: «Почему одни фрукты портятся быстро, а другие долго сохраняют свой вкус? Как можно использовать сок овощей в рисовании? Сколько надо положить соли в воду, чтобы яйцо не утонуло?

19 родителей (63%,) приняли участие в данном проекте . Принесли книги и буклеты для оформления выставки «Традиции национальной кухни», для исследования кислотности овощей и фруктов индикаторную бумагу, манную крупу и соль, для изобразительной деятельности «Снегири» и «Баранки», участвовали в презентации проекта «Чудесные фигурки».

Такая форма работы способствовала вовлечению родителей в образовательный процесс. Я считаю, что благодаря участию в проекте родителей у детей сформировалось чувство гордости, повысилась самооценка, а у тех детей, родители которых чаще исполняли роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии познавательного интереса. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей. Стало заметно, как в детском коллективе повысился статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей.

Исследовательская деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде, выполняя разные социальные роли. Это привело к сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков. Появилась обстановка общей увлеченности и творчества в нашей группе. Каждый из ребят вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором и экспертом деятельности.

Продолжая тему развития у детей познавательно-исследовательской активности, в начале февраля предложили родителям консультацию «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» и, учитывая индивидуальные особенности детей, их интерес, активность, я разработала для каждой семьи познавательные опыты и эксперименты.

86% родителей участвовало в проведении данной работы с детьми. Интересные газеты о своих домашних питомцах и рыбках подготовили вместе с детьми семья Киреевой Вики - «Говорящий попугайчик Кузя», семья Алишера Сагадиева - «Аквариумные рыбки», семья Данила Гринько - «Черепаха Чип», семья Петровой Вики - «Наши хомячки». Видеоматериалы по проведению опытов дома предоставили семьи: Караевой Сабины (опыт с разбегающимися палочками), Колотова Даниила (смешивание разных жидкостей), Сороченко Кати (секретные чернила).

Всю проведенную работу, все опыты ребята просмотрели в записи на слайдах в группе. В процессе просмотра каждый рассказал о своих достижениях и впечатлениях. Конечным этапом по реализации данного проекта стала тематическая выставка «Экспериментируем дома» . Итог работы оказался положительным.

Таким образом, можно сказать, что прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей нашей группы, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома, заметно повышение компетентности родителей в организации этой деятельности. Вся деятельность по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс делает плодотворным и интересным.

Список использованной литературы

1. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду, 2009, № 3.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование»/ Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. - М.: пед. общество России, 2005.

3. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание», 2003, №3.

4. Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика, 2006, №

5. Савенков А.И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание», 2005, № 12.

Презентация проекта

Ольга Зинченко
Организация поисково-познавательной деятельности в условиях ДОУ

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимности природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково- познавательная деятельность дошкольников , протекающего в форме экспериментальных действий.

В ДОУ организация поисково -познавательной работы с детьми идёт по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими терминами :

1. Живая природа (многообразие живых организмов , характерные особенности сезонов в разных природно - климатических зонах и т. д.)

2. Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и. д.)

3. Человек (функционирование организма , рукотворный мир : материалы и их свойства, преобразование предметов и т. д.)

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию , задачам и способам реализации. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и места человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность , тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Эта деятельность начинается в раннем детстве – возникает дифференциация предметов по цвету, форме, величине, назначению. Осваиваются сенсорные эталоны. Дети учатся рассматривать явление, как систему связей, между компонентами явления по линии : прошлое – настоящее – будущее для выявления взаимосвязей объектов рукотворного мира (например, дерево, доски, стул) или живой природы (например, яйцо, цыплёнок, курица) .

В средней группе дети учатся выполнять ряд действий (проводить опыты) в соответствии с моделями, определять цели и достигать соответствующих результатов. Используя системный подход, формируется представление о себе (прошлое, настоящее, будущее, своей семье (члены семьи как части системы во временном развитии) . Расширяются представления о предметах, явлениях природы и рукотворного мира. На данном этапе необходимо развивать умение анализировать, выявлять

существенные признаки веществ, материалов, предметов.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности :

Определять цель деятельности , условия её достижения ;

C помощью взрослого, а в дальнейшем и самостоятельно, составлять модель этапов деятельности ;

Высказывать предложения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа ;

Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность .

Одним из компонентов естественно научной развивающей среды является лаборатория, которая играет большую исследовательскую и познавательную роль. Здесь дети приобретают навыки работы с простейшими исследовательскими приборами, делают свои первые открытия. В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория постоянно пополняется всё новым материалом для экспериментирования, который находится в доступном для детей месте. В уголке имеются различные приборы : весы, увеличительные стёкла, компас; разнообразные сосуды из различных материалов : стекла, металла, пластмассы; природный материал : листья, песок, глина, земля, гравий, семена; бросовый материал : пластмасса, кусочки ткани, кожа, мех, гайки, скрепки, проволока; медицинские материалы : пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, фонендоскоп; журнал для фиксирования результатов; детские фартуки, халаты.

Основными формами и методами работы в лаборатории являются :

Опыты (исследовательская деятельность , наблюдения, обсуждения, беседы.

Важным компонентом естественнонаучной развивающей среды является «живой уголок» , функциональная роль которого заключается в формировании познавательных качеств ребёнка, в воспитании доброго, заботливого отношения ко всему живому. Здесь проводятся познавательные занятия, беседы, дидактические игры. Дети наблюдают за животными и растениями, рассматривают их.

Большое познавательное значение имеет развивающая среда в группе, которая выполняет обучающую функцию и развивает воображение и мышление детей. Здесь проводятся игры, тематические выставки, чтение художественной и энциклопедической литературы.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят опыты дома самостоятельно и с помощью родителей. Поэтому важно информировать и консультировать родителей по работе в этом направлении.